Место проведения: Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии
Дирижер: Максим Алексеев
В программе:
Феликс Мендельсон
Концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», соч. 21
Карл Мария фон Вебер
Увертюра к опере «Вольный стрелок»
Джоаккино Россини
Увертюра к опере «Семирамида»
Джузеппе Верди
Увертюра к опере «Сила судьбы»
Михаил Глинка
Увертюра к опере «Жизнь за царя»
Александр Бородин
Увертюра к опере «Князь Игорь»
Модест Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»
(оркестровка Николая Римского-Корсакова)
Николай Римский-Корсаков
Увертюра к опере «Царская невеста»
Александр Даргомыжский
Увертюра к опере «Русалка»
Николай Римский-Корсаков
Увертюра к опере «Ночь перед Рождеством»
Михаил Глинка
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
По традиции, сложившейся еще в XVII веке, оперный спектакль предварялся ярким инструментальным вступлением, получившим название «увертюра», что с французского языка переводится как «открытие».
В начале своего эволюционного пути увертюра строилась на самостоятельном музыкальном материале, интонационно не связанном с темами оперы, и лишь позднее она стала играть роль «вступительного обзора» содержания оперного действа.
Таким образом, увертюра, как правило, создаваемая после написания всей оперы, является ее квинтэссенцией, которая позволяет даже неискушенному слушателю соприкоснуться с той или иной музыкально-театральной историей.
Одним из первых примеров увертюры, построенной на мелодиях оперы, стало вступление к опере «Вольный стрелок» Вебера, в сюжетной фабуле которой гармонично уживаются фантастика, колдовские чары, любовная линия и счастливый финал.
Премьера оперного спектакля вызвала у публики шквал эмоций. Наконец-то появилось сочинение, которое потеснило с музыкального олимпа итальянскую труппу и ознаменовало появление настоящей немецкой оперы.
Порой, самым известным номером оперного спектакля является именно вступление к нему. Так, увертюра к опере «Сила судьбы», созданной маэстро Верди специально для Петербурга, украшает концертные программы по всему миру. Чрезвычайно запутанный сюжет, окутанный романтическим флером, у многих современников вызывал недоумение, тогда как музыка удостоилась весомых похвал.
Отдельного внимания заслуживают концертные увертюры, получившие развитие в XIX веке. Ярчайшим примером подобного жанра в истории музыки является творение Мендельсона. Вдохновленный комедией Шекспира, семнадцатилетний композитор написал концертную увертюру «Сон в летнюю ночь», которая по праву заслужила восхищение многих выдающихся музыкантов. Так, Лист признавался: «Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания».
В концертной программе «Увертюра. Мировое наследие» представлена блистательная палитра увертюр к известным оперным шедеврам и театральным постановкам отечественных и зарубежных композиторов.