Увертюры. Мировое наследие
Увертюры. Мировое наследие 26 января 2024 в 19:00 1 час 45 минут с антрактом
6+
Пушкинская карта

Место проведения: Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии

Дирижер: Максим Алексеев

В программе:

Феликс Мендельсон
Концертная увертюра «Сон в летнюю ночь», соч. 21

Карл Мария фон Вебер
Увертюра к опере «Вольный стрелок»

Джоаккино Россини
Увертюра к опере «Семирамида»

Джузеппе Верди
Увертюра к опере «Сила судьбы»

Михаил Глинка
Увертюра к опере «Жизнь за царя»

Александр Бородин
Увертюра к опере «Князь Игорь»

Модест Мусоргский
«Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина»
(оркестровка Николая Римского-Корсакова)

Николай Римский-Корсаков
Увертюра к опере «Царская невеста»

Александр Даргомыжский
Увертюра к опере «Русалка»

Николай Римский-Корсаков
Увертюра к опере «Ночь перед Рождеством»

Михаил Глинка
Увертюра к опере «Руслан и Людмила»


По традиции, сложившейся еще в XVII веке, оперный спектакль предварялся ярким инструментальным вступлением, получившим название «увертюра», что с французского языка переводится как «открытие».

В начале своего эволюционного пути увертюра строилась на самостоятельном музыкальном материале, интонационно не связанном с темами оперы, и лишь позднее она стала играть роль «вступительного обзора» содержания оперного действа.

Таким образом, увертюра, как правило, создаваемая после написания всей оперы, является ее квинтэссенцией, которая позволяет даже неискушенному слушателю соприкоснуться с той или иной музыкально-театральной историей.

Одним из первых примеров увертюры, построенной на мелодиях оперы, стало вступление к опере «Вольный стрелок» Вебера, в сюжетной фабуле которой гармонично уживаются фантастика, колдовские чары, любовная линия и счастливый финал.

Премьера оперного спектакля вызвала у публики шквал эмоций. Наконец-то появилось сочинение, которое потеснило с музыкального олимпа итальянскую труппу и ознаменовало появление настоящей немецкой оперы.

Порой, самым известным номером оперного спектакля является именно вступление к нему. Так, увертюра к опере «Сила судьбы», созданной маэстро Верди специально для Петербурга, украшает концертные программы по всему миру. Чрезвычайно запутанный сюжет, окутанный романтическим флером, у многих современников вызывал недоумение, тогда как музыка удостоилась весомых похвал.

Отдельного внимания заслуживают концертные увертюры, получившие развитие в XIX веке. Ярчайшим примером подобного жанра в истории музыки является творение Мендельсона. Вдохновленный комедией Шекспира, семнадцатилетний композитор написал концертную увертюру «Сон в летнюю ночь», которая по праву заслужила восхищение многих выдающихся музыкантов. Так, Лист признавался: «Талант Мендельсона как нельзя счастливее сроднился с веселой, шутливой, очаровательной и чарующей атмосферой этого роскошного шекспировского создания».

В концертной программе «Увертюра. Мировое наследие» представлена блистательная палитра увертюр к известным оперным шедеврам и театральным постановкам отечественных и зарубежных композиторов.


В афишу