Шедевры XX века: Рахманинов. Прокофьев
Шедевры XX века: Рахманинов. Прокофьев 07 июня 2024 в 21:00 1 час 15 минут
6+
Пушкинская карта
купить билет

Место проведения: Гербовый зал Государственного Эрмитажа

Дирижер: Антон Лубченко

Исполнители:

Камерный хор «Петербургские серенады»
Художественный руководитель — Егор Лосев

В программе:

Сергей Рахманинов
Вокализ, соч. 34 No 14
(авторская редакция для оркестра)

Три русские песни для хора и оркестра, соч. 41

Сергей Прокофьев
Симфония No 6 ми-бемоль минор, соч. 111

В исполнении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга под руководством Антона Лубченко прозвучат великие творения Сергея Рахманинова и Сергея Прокофьева.

Композиторы, чье творческое наследие вошло в сокровищницу отечественной и мировой культуры, являлись современниками, хотя и принадлежали к разным поколениям (Рахманинов был старше Прокофьева почти на два десятилетия). Волею судьбы каждому из них предстояло пережить бурные события начала XX века, коренным образом повлиявшие на их жизнь, и запечатлеть коллизии эпохи в своих произведениях.

Вокализ, созданный Рахманиновым за три года до вынужденной эмиграции, станет своего рода камертоном программы. Сочинение, воплотившее любовь композитора к родине, близким людям, дорогим сердцу местам, проникнуто нежностью, печалью, надеждой и неизбывной тоской. Слушая Вокализ, невольно вспоминается известная цитата Рахманинова: «Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка...»

Находясь за рубежом, Рахманинов практически не сочинял. Три русские песни для хора с оркестром, премьера которых состоялась в Филадельфии, — в числе редких опусов, написанных композитором на чужбине. В качестве интонационной основы Рахманинов выбрал три подлинные народные песни: свадебная хороводная, лирическая протяжная и плясовая. Однако все они, невзирая на характер, проникнуты состоянием одиночества и глубокого драматизма.

Шестая симфония завершена Прокофьевым через два года после окончания Великой Отечественной войны. Композитор признавался: «Работая над ней, я стремился выразить в музыке свое восхищение силой человеческого духа, столь ярко проявляющей себя в наше время, в нашей стране». Контрастные эмоциональные состояния, трагические и просветленные образы, страшные воспоминания и вера в лучшее наполняют симфонию, финалом которой Прокофьев очень дорожил, называя его «вопросом, брошенным в вечность».

В афишу