Фестиваль «Римский-Корсаков — 180»
Римский-Корсаков. Редкие шедевры
Солист — Гайк Казазян, дирижер — Антон Лубченко
Место проведения: Гербовый зал Государственного Эрмитажа
Дирижер: Антон Лубченко
Продолжительность: 1 час 15 минут
Солисты — лауреаты международных конкурсов
Гайк Казазян, скрипка
Анастасия Донец, сопрано
Екатерина Латышева, сопрано
Дарья Рябоконь, меццо-сопрано
Екатерина Крапивина, меццо-сопрано
Симеон Асеев, тенор
Концертный хор Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Владимир Беглецов
В программе:
Николай Римский-Корсаков
Увертюра «Светлый праздник», соч. 36
Концертная фантазия на русские темы для скрипки с оркестром, соч. 33
Прелюдия памяти М. Беляева «Над могилой», соч. 61
Прелюдия-кантата «Из Гомера» для трех женских голосов и женского хора, соч. 60
Кантата «Свитезянка» для сопрано, тенора, хора и оркестра, соч. 44
Русская песня для оркестра «Дубинушка», соч. 62
Само название программы 11 ноября «Римский-Корсаков. Редкие шедевры» говорит о том, что слушателям предстоит открыть немало интересной музыки композитора, не часто звучащей на концертных сценах. Это очень разные по жанрам и содержанию инструментальные и хоровые произведения. Объединяет их опора на широкие пласты национальной вокальной культуры — древнерусские песнопения, народные песни, романсы.
Концертная фантазия на русские темы для скрипки с оркестром (солист Гайк Казазян) — очень популярный в XIX веке тип виртуозной пьесы, в основе которой две подлинные фольклорные темы — песни «Надоели ночи» и «Ходила младешенька по борочку».
Русская духовная музыка вошла в сознание Римского-Корсакова с детства, а ее профессиональное понимание углубилось в процессе работы в Придворной певческой капелле. Оркестровая Прелюдия «Над могилой» памяти М. Беляева (1904), русского лесопромышленника, музыкального издателя и мецената, основателя Беляевского кружка, в котором Римский-Корсаков играл важнейшую роль, — написана, как вспоминал Николай Андреевич, на «панихидные темы из Обихода с подражанием монашескому похоронному звону, запомненному мною в детстве в Тихвине». Оттуда же родом, из детства, звоны пасхальной заутрени, услышанные в храме тихвинского Успенского монастыря, которые нашли воплощение в «воскресной увертюре на темы из Обихода» «Светлый праздник».
Истинным открытием в этой «раритетной» программе станут крайне редко звучащие хоровые произведения Римского-Корсакова. Концертный хор Санкт-Петербурга (художественный руководитель и дирижер Владимир Беглецов) и Губернаторский оркестр исполнят Прелюдию-кантату «Из Гомера» для трех женских голосов и женского хора и Кантату «Свитезянка» (1897) для сопрано, тенора, хора и оркестра «с музыкой, заимствованной из моего старого романса», как писал Римский-Корсаков.
Эффектным завершением концерта станет русская песня для оркестра и хора «Дубинушка».