Фестиваль «Римский-Корсаков — 180»
Гала-концерт
Дирижер — Антон Лубченко
Место проведения: Большой итальянский просвет Эрмитажа
Дирижер: Антон Лубченко
Продолжительность: 1 час 15 минут
Солисты Мариинского театра
Екатерина Гончарова, сопрано
Ирина Шишкова, меццо-сопрано
Роман Арндт, тенор
В программе:
Николай Римский-Корсаков
Увертюра на русские темы, соч. 28
Арии и симфонические фрагменты из опер «Майская ночь», «Снегурочка»,
«Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия»,
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Любители опер Римского-Корсакова! Этот роскошный Гала-концерт — для Вас!
Но вначале — увертюра! Слово «увертюра» из оперы (вступление), но в XIX веке увертюрами называли программные симфонические произведения. Вдохновленные примером «Камаринской» Глинки, молодые композиторы «Могучей кучки» писали увертюры на русские народные темы. К ним относится Увертюра на русские темы, соч. 28, написанная 22-летним Римским-Корсаковым в 1866 году. Ее заглавный сказительский образ «Славы», восходящий к глинкинскому Бояну, уже предвосхищает те светлые, величавые образы Руси, которые создаст композитор в операх 90-х — 1900-х годов.
В ранних произведениях нарабатывалось то блестящее оркестровое мастерство, которое во всем совершенстве будет представлено в зрелых симфонических полотнах Римского-Корсакова и симфонических картинах его опер. Оркестровая увертюра «Похвала пустыни» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (пустыней здесь называется, согласно старому словоупотреблению, необжитая местность) — потрясающий образец оркестровой живописи. Мы зримо представляем себе картину леса с шелестом его листвы и пением птиц. Мелодия, парящая над этим шелестом, — тема девы Февронии.
15 опер Римского-Корсакова охватывают многовековую историю русской духовности: «Историческое полотно «Псковитянки» и размах шекспировских страстей в «Царской невесте»... Сохранение интереса к сказочным образам на протяжении творческой жизни и достижение в этом уровня трагического пророчества исторического масштаба — в «Кащее Бессмертном» и «Золотом петушке»... От мистической «Майской ночи» и былинного повествования о русском Орфее в «Садко» до приближения к несказуемой тайне славянского космоса, сакральной выси русского мира как цивилизационного феномена — в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (И. Томилин).
Мировоззренческая, философская глубина соседствует в его операх с яркостью музыкальных образов, удивительной мелодичностью, и с той искренней увлечённостью, влюбленностью автора в своих героев, которая передается слушателям.
Истинной наградой для ценителей оперного искусства станут самые любимые арии-жемчужины из опер «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сервилия», «Царская невеста», «Золотой петушок», которые прозвучат в Гала-концерте в исполнении солистов Мариинского театра.