Шопен. Римский-Корсаков
21 ноября в 19:00

Фестиваль «Римский-Корсаков — 180»

Шопен. Римский-Корсаков

Солистка — Зарина Шиманская

Место проведения: Малый зал имени М. И. Глинки Санкт-Петербургской филармонии

Дирижер: Максим Алексеев

Продолжительность: 1 час 45 минут с антрактом

Солистка — лауреат международных конкурсов
Зарина Шиманская, фортепиано

В программе:

Фредерик Шопен
Концерт № 1 ми минор для фортепиано с оркестром, соч. 11

Николай Римский-Корсаков
Сюита из музыки к опере «Пан воевода», соч. 59
«Испанское каприччио», соч. 34



Почему эта концертная программа называется «Шопен. Римский-Корсаков»? При чем тут Шопен?

Это не может быть случайностью, так как все программы фестиваля очень тщательно продуманны и направлены на то, чтобы наше представление о Римском-Корсакове было объемным. В этом — важный просветительский аспект проекта.

Так при чем же тут Шопен?

Владимир Стасов, идеолог «Могучей кучки», писал о Римском-Корсакове: «Как все его товарищи, он был „самоучка“ и всем своим глубоким музыкальным знанием, всею своею музыкальною наукою обязан исключительно только самому себе». Среди кучкистов Николай Андреевич слыл главным «европеистом». Не случайно единственный из них он стал первым русским профессором Петербургской консерватории, которая была организована по немецкому образцу.

Николай Андреевич изучал Баха и Палестрину, усваивая технику полифонии XVI и XVII столетий, по примеру Глинки изучал не только русский фольклор, но и сербское, испанское и итальянское народное искусство.

Нужно вспомнить, что Петербург XIX века — это своеобразный музыкальный перекресток, на котором «встречалась» музыка композиторов стран современной Европы. Поиски национального пути, не мешали молодым русским музыкантам прекрасно знать произведения своих европейских современников — романтиков Ференца Листа, Роберта Шумана, Фредерика Шопена, Гектора Берлиоза.

Именно эта сторона мультикультурного сознания Римского-Корсакова отражена в программе, которая будет представлена 21 ноября в Малом зале имени М. И. Глинки. И выбор концертной площадки — тоже не случаен. Бывший Дом Энгельгардта в XIX веке был одной из главных сцен концертной жизни Российской империи, на которой звучали произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана и др. Здесь выступали такие европейские знаменитости, как Ф. Лист, К. Шуман-Вик, М. Шимановская, Генрик Венявский, Полина Виардо, С. Тальберг, К. Липиньский, У. Булль, А. Вьетан и мн. др.

Великолепное стилистическое и смысловое единство образуют в этой программе Концерт No 1 ми минор для фортепиано с оркестром, соч. 11 Фредерика Шопена (солистка Зарина Шиманская) и Сюита из музыки к опере Римского-Корсакова «Пан Воевода», соч. 59 (Вступление, Краковяк, Ноктюрн «Лунный свет», Мазурка, Полонез), которая посвящена памяти Фредерика Шопена. Преобладающий польский колорит дополнит Испанское каприччио, соч. 34, впервые прозвучавшее в 1888 году в Петербургском зале Дворянского собрания.

6+