
НОВАЯ XII
Скрябин. Поэма экстаза. Поэма огня
Фантазия для Новой сцены и симфонического оркестра
Место проведения: Новая сцена Александринского театра
Дирижер: Антон Лубченко
Продолжительность: 1 час
Солист — лауреат международных конкурсов
Павел Райкерус, фортепиано
Камерный хор Festino
Художественный руководитель и дирижер — Александра Макарова
В программе:
Александр Скрябин
«Поэма экстаза», соч. 54
«Прометей» («Поэма огня»), соч. 60
Совместный проект Новой сцены и Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга посвящен пионеру светомузыкального синтеза Александру Скрябину и представит две его новаторские работы начала ХХ-го века «Поэму экстаза» и «Прометей» («Поэма огня»). Проект вдохновлён идеей Скрябина о Мистерии — некоем действе, которое бы преобразовало Вселенную и утвердило новый, прекрасный порядок мироздания. Обе симфонические поэмы будут исполнены большим составом оркестра с солирующим фортепиано и хором, световой партитурой, видео.
Начало XX века было ознаменовано расцветом философских исканий, манифестированием новых идей, жаждой небывалых форм и слов. В этот период композитор Александр Скрябин формирует свой музыкальный язык с опорой на собственные философско-мистические воззрения и синестезию (Скрябин каждую тональность соотносил с определённым цветом).
Божественная игра созидающего духа, его всепобеждающая мощь — главный образ «Поэмы экстаза» (1907). Поэтическая программа поэмы, долго и тщательно создававшаяся Скрябиным, не встретила понимания современников, однако симфоническая часть была признана шедевром «чистой музыки».
«Прометей» («Поэма» огня») (1910) — последнее законченное симфоническое произведение композитора. В нём царствует преобразующее творческое начало, и воплощает этот символ Скрябин в том числе при помощи цвета. Он прописывает партию света — Luce, делая этот неожиданный инструмент полноценным участником оркестра. Так композитор стал пионером светомузыки и, говоря смелее, медиаискусства.
Антон Лубченко, художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга: «Александр Скрябин мечтал создать Мистерию, после которой жизнь каждого человека на Земле изменится. Сергей Танеев даже шутил: „А если меня моя настоящая жизнь устраивает, мне что же, под кровать залезть от Вашей Мистерии?..“
Прикоснуться к таинству партитур одного из моих любимых композиторов мы планировали в следующем сезоне, но предложение Новой сцены ускорило этот долгожданный момент.
Позднее симфоническое творчество Скрябина требует максимальной мобилизации всех сил коллектива — и в количестве, и в качестве. Ещё год назад никому в голову не могло бы прийти исполнение нашим оркестром „Поэмы экстаза“ и „Прометея“. Но сегодняшний проект показывает, что Губернаторский симфонический способен отвечать на самые амбициозные творческие вызовы.
Предвкушаю этот вечер и приглашаю всех окунуться в безумие скрябинского мистицизма — особенно тех, кто, вслед за композитором, верит, что ни один из слушателей не уйдет прежним».
* В спектакле используются световые эффекты, включая вспышки и проекции.