Концерт-открытие «Фауст: Шуман. Шнитке»
Концерт-открытие «Фауст: Шуман. Шнитке» II Петербургский музыкальный фестиваль им. С. К. Горковенко 04 декабря 2023 в 19:00 2 часа с антрактом

Место проведения: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Дирижер: Антон Лубченко

В программе:

Роберт Шуман
«Сцены из „Фауста“ Гёте» для солистов, хора и оркестра (фрагменты)
(к 170-летию создания сочинения)

Альфред Шнитке
Кантата «История доктора Иоганна Фауста» для контральто, контратенора, тенора, баса, смешанного хора и оркестра, соч. 167
(к 40-летию создания сочинения)

Исполнители:
лауреаты международных конкурсов

солистка Мариинского театра
Екатерина Гончарова, сопрано
Екатерина Бачурина, контральто
Вадим Волков, контратенор
солист Мариинского театра
Денис Закиров, тенор
Кирилл Комаров, баритон
солист Мариинского театра
Владимир Феляуэр, бас
солист Мариинского театра
Юрий Власов, бас

Камерный хор «Петербургские серенады»
Художественный руководитель — Егор Лосев

Эксклюзивная концертная программа, объединяющая редко звучащие сочинения Роберта Шумана и Альфреда Шнитке, — своего рода эмоциональное постижение концептуальных тем бытия. Извечное противостояние добра и зла, запечатленное в старинной европейской легенде об ученом-чернокнижнике Фаусте, продавшем свою душу дьяволу, актуально во все времена, и каждый так или иначе предлагает свой ответ: от конкретного решения до философской максимы.

Роберт Шуман обратился к трагедии «Фауст» Иоганна Вольфганга Гёте, созданной на основе известного предания, в период обострения душевной болезни. Особое внимание композитора привлекла вторая часть книги: после череды напряженных коллизий, страданий и искушений души Фауста и Маргариты обретают мир и спокойствие в высших сферах. Практически на протяжении десяти лет Шуман работал над партитурой, имеющей черты оратории и оперы, которая получила название «Сцены из „Фауста“ Гёте».

Тема Фауста является одной из ключевых в творчестве Альфреда Шнитке. Композитор был знаком с разными литературными интерпретациями легенды, но подобно герою романа «Доктор Фаустус», написанного Томасом Манном, Адриану Леверкюну опирался на книгу о Фаусте, созданную в XVI веке Иоганном Шписом. Шнитке отзывался о своем герое так: «Фауст — доктор-полушарлатан, наказание его заслуженно, но все же Фауста жалко».

Любопытно решен в кантате «История доктора Иоганна Фауста» образ Мефистофеля, партия которого разделена между двумя голосами: контратенором и контральто, что является олицетворением «сладкоголосого обольстителя» и «жестокого карателя» соответственно.



Организатор фестиваля АНО «Культпросвет»

В афишу