Фантастические диалоги 24 апреля 2024 в 19:00 1 час
Место проведения: Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петрикирхе)
Дирижер: Ярослав Забояркин
Солистка — лауреат международных конкурсов
Ирина Розанова, орган
В программе:
Франтишек Ксавер Брикси
Концерт No 4 ре мажор для органа с оркестром
Эдуард Элгар
Sursum corda («Вознесем сердца»), соч. 11
Sospiri, («Вздохи»), соч. 70
Отторино Респиги
Сюита для органа и струнного оркестра cоль мажор
Леон Боэльман
«Фантастический диалог» для органа с оркестром, соч. 35
В концертной программе представлены блистательные образцы музыки для органа и симфонического оркестра, созданные композиторами Чехии, Великобритании, Италии и Франции.
Франтишек Ксавер Брикси — один из самых талантливых музыкантов раннего классицизма — написал более четырех сотен произведений, многие из которых были заново открыты в XX веке. Венцом карьеры чешского композитора и органиста стала должность капельмейстера (художественного руководителя и дирижера) кафедрального собора Праги, под сводами которого неоднократно звучали его сочинения.
Программу вечера откроет Четвертый концерт для органа с оркестром, вышедший из-под пера Брикси, — большая редкость для российских слушателей.
Эдуард Элгар — виднейший представитель позднего романтизма и знаковая фигура музыкальной культуры Великобритании, — в творчестве которого синтезированы национальные и общеевропейские черты.
Миниатюры для органа и симфонического оркестра «Вздохи» и «Вознесем сердца» написаны Элгаром в зрелый творческий период, когда его стилистический почерк уже сложился. Пьеса «Вздохи», первоначально задуманная как произведение любовно-лирической тематики, трансформировалась в сочинение, которое наполнено сожалением об утраченных идеалах минувшего XIX столетия. Название «Вознесем сердца», заимствованное Элгаром из молитвы католической литургии, определило строгий и возвышенный характер музыки.
Итальянский композитор Отторино Респиги — признанный мастер программных симфонических произведений — обращался к разным жанрам музыкального искусства. Сюита для органа и струнного оркестра, созданная в начале прошлого века, апеллирует к высоким образцам барокко, на что указывает выбор жанра и инструментария. Однако музыкальный язык сочинения выдает автора, в арсенале которого тончайшая колористическая палитра, сложившаяся в результате органичного соединения стилистических достижений современного (для Респиги) и прошлого времени.
Наследие французского композитора и органиста Леона Боэльмана включает ряд опусов, которые хорошо известны профессионалам и любителям органной музыки. Среди них произведение под названием «Фантастический диалог» с изысканно-причудливым переплетением партий органа и оркестра и великолепием их совместного звучания.