Опера в концертном исполнении Дирижер — Антон Лубченко 14 декабря 2024 в 19:00 1 час
Место проведения: Эрмитажный театр
Дирижер: Антон Лубченко
III Петербургский музыкальный фестиваль им. С. К. Горковенко
К 180-летию со дня рождения Николая Римского-Корсакова
Солисты — лауреаты международных конкурсов
Кащей Бессмертный — солист Мариинского театра Александр Тимченко, тенор
Кащеевна — солистка театра «Геликон-опера» Юлия Никанорова, меццо-сопрано
Царевна Ненаглядная Краса — приглашенная солистка Мариинского театра Анна Денисова, сопрано
Иван-королевич — солист Мариинского театра Владимир Мороз, баритон
Буря-богатырь — солист Мариинского театра Вадим Кравец, бас
Камерный хор «Петербургские серенады»
Дирижер — Егор Лосев
В программе:
Николай Римский-Корсаков
Опера «Кащей Бессмертный»
Среди юбилейных дат, вокруг которых формировалась программа Фестиваля Горковенко, весомое место занимает 180-летие со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова. Из опер композитора на сказочные сюжеты для Фестиваля выбрали одноактную «осеннюю сказочку» «Кащей бессмертный» (сюжет E. M. Петровского, либретто Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Римской-Корсаковой).
Опера «Кащей бессмертный» написана в 1902 году, вобрав в себя новые общественные смыслы и стилистические искания, которые интересны и сегодня. Новаторским является музыкальный язык «осенней сказочки»: инструментовку «Кащея Бессмертного» характеризовали как «сказку музыки, чудо мудрого мастерства».
На перекрестке веков, в период накала социального напряжения в России, в пяти действующих лицах оперы ее современники угадывали «персонажей» своего времени. Кащеево царство ассоциировалось с самодержавной властью, а Кащей — с обликом тогдашнего всесильного обер-прокурора Синода Победоносцева, «своим стеклянным глазом, заворожившим всю Россию» (А. Блок). Дочь Кащея — образ обольстительного подавления свободы, а олицетворением стихийных сил народа являются витязь Иван-королевич и Буря-богатырь.