
Бах в зеркале XX века: Малер. Шёнберг
Сочинения И. С. Баха в переложении для симфонического оркестра
Место проведения: Лютеранская церковь святых Петра и Павла (Петрикирхе)
Дирижер: Антон Лубченко
Продолжительность: 1 час 15 минут
К 340-летию со дня рождения И. С. Баха
Комментарии к программе — музыковед Елена Истратова
В программе:
Густав Малер
Сюита из оркестровых сочинений И. С. Баха
Арнольд Шёнберг
Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор для органа И. С. Баха в переложении для симфонического оркестра
Павел Ривилис
Чакона из Партиты No 2 И. С. Баха в переложении для симфонического оркестра
«Когда Господь создавал мир, он слышал музыку Баха», — считал Гёте. Наследие немецкого композитора, словно грандиозная музыкальная Библия, заключает в себе мудрость и невероятно глубокие размышления о важнейших вопросах бытия, что дает возможность каждому поколению открывать новые грани искусства Баха и переосмысливать его значение в музыкально-историческом эволюционном процессе.
В программе прозвучат произведения композитора-философа в аранжировках для симфонического оркестра, созданные Густавом Малером, Арнольдом Шёнбергом и Павлом Ривилисом в XX веке, в котором будто бы ощутили сокращение дистанции между временем жизни великого мастера и событиями новой эпохи.
В качестве номеров своей Сюиты Малер выбрал несколько частей из Второй и Третьей оркестровых сюит Баха и неоднократно дирижировал этим сочинением, способствуя тем самым популяризации творчества старшего коллеги в целом.
Если Бах в XVIII столетии подчеркнул равенство всех тональностей, то через век Шёнберг продекларировал тождественность всех двенадцати неповторяющихся звуков, что является общим количеством полутонов в гамме. В зрелом творчестве Шёнберга эти звуки выстраиваются в определенную серию (их комбинирование бесконечно): в одном произведении «работает» только какая-то одна с допустимыми изменениями метроритма, тембра и регистра. Однако обращаясь к Прелюдии и фуге ми-бемоль мажор, написанными Бахом для органа, Шёнберг создает оркестровку этих произведений с размахом, словно воспевая оду их автору.
Чакону из Второй партиты для скрипки соло Баха называют «торжеством духа над материей». Блистательно сочетая константность и импровизационность в одном произведении, классик мировой музыкальной культуры демонстрирует не только бездну фантазии и филигранность своего мастерства, но и философскую идею о соединении и противопоставлении контрастных начал, которые являются главной движущей силой Вселенной. В программе Чакона предстанет в оркестровке молдавского композитора Павла Ривилиса.
На этот концерт можно приобрести билет «1+1», который дает возможность побывать в Петрикирхе на концерте «Бах в зеркале XX века: Малер. Шёнберг» и в этот же день подняться на смотровую площадку Думской башни. Две достопримечательности Петербурга — Думская башня и Петрикирхе (лютеранская церковь Святых Петра и Павла) — близкие соседи, расположенные на разных сторонах Невского проспекта.
Смотровая площадка башни открыта для посещения с 10:00 до 22:00, последний сеанс в 21:30.
