
Открытие-триптих
Рахманинов. Скрябин
Место проведения: Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга
Дирижер: Антон Лубченко
Продолжительность: 2 часа с антрактом
Солист — лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин, фортепиано
В программе:
Сергей Рахманинов
Концерт № 3 ре минор для фортепиано с оркестром, соч. 30
Александр Скрябин
Симфония № 2 до минор, соч. 29
Губернаторский симфонический оркестр Санкт-Петербурга, отмечающий в 2025 году 80-летие со дня основания, открывает новый сезон тремя грандиозными концертами в Капелле.
Заключительная программа концертного триптиха объединит знаковые произведения Сергея Рахманинова и Александра Скрябина — композиторов-современников, чьи творческие открытия и достижения составили славу отечественного искусства и обогатили мировую музыкальную культуру.
Третий концерт для фортепиано с оркестром принадлежит к вершинам рахманиновского гения. Произведение, покоряющее исполнителей и слушателей своей глубиной, красотой и одухотворенностью, «берет начало» в русских музыкальных истоках: в церковном знаменном пении, колокольном звоне, лирико-протяжной песенной мелодике... Рахманинов, отвечая на вопрос о создании проникновенной первой темы Концерта, отмечал: «Я хотел „спеть“ мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, — и найти подходящее, вернее, не заглушающее это „пение“ оркестровое сопровождение».
Сольную партию в Третьем фортепианном концерте Рахманинова исполнит известный петербургский пианист, лауреат международных конкурсов Александр Кашпурин.
Музыкальное наследие Александра Скрябина органично связано с его философскими воззрениями, среди которых мысль о том, что космос есть мир духа, имела огромное значение для композитора. Преображение человека благодаря силе искусства стало миссией Скрябина, так или иначе транслировавшего в своих сочинениях: «...иду сказать людям, что они сильны и могучи».
На страницах монументальной Второй симфонии будто бы запечатлен путь от серости будничной жизни к торжеству человеческого духа, как главного творения демиурга. Многообразие красок и голосов оркестра, сливающихся в единый величественный поток звучания в финале произведения, символизирует, по мысли композитора, ликование и победу над мраком, триумф света и миропорядка, в котором главенствуют красота и любовь.