Место проведения: Мальтийская капелла Воронцовского дворца
Дирижер: Антон Лубченко
Солисты — лауреаты международных конкурсов
Дарьяна Бобарыкина, сопрано
Владимир Шуляковский-младший, скрипка
В программе:
Франц Шуберт
Salve Regina для сопрано с оркестром, D 676
Концертштюк для скрипки с оркестром ре мажор, D 345
Симфония No 8 си минор «Неоконченная», D 591
«Нам пели Шуберта», — писал в одном из стихотворений Осип Мандельштам. Поэт удивительно точно уловил одну из главных черт художественного почерка композитора-романтика — песенность.
За неполные тридцать два года земной жизни Шуберт чрезвычайно много успел сделать: его наследие составляет большое количество произведений для фортепиано (среди которых сонаты, фантазии, экспромты, музыкальные моменты), а также камерно-инструментальные сочинения (в том числе струнные квартеты и фортепианный квинтет «Форель»), хоровые миниатюры и кантаты, оперы и симфонии. Однако главное место занимают песни, которые впервые в музыкальной истории являются квинтэссенцией стиля композитора. Влияние песенного жанра прослеживается практически во всех опусах, созданных Шубертом, чье творчество продолжает очаровывать своей искренностью, задушевностью и трогательной лирикой.
Salve Regina для сопрано с оркестром — пример духовной музыки композитора, крайне редко представленной на российских концертных сценах. «Приветствуйте царицу» — именно так переводится название произведения, написанного на текст хвалебного гимна Пресвятой Богородице.
Концертштюк — один из распространенных жанров эпохи романтизма. Свобода эмоционально-смыслового содержания одночастной концертной пьесы для солиста и оркестра (или фортепиано) и одновременно ее компактная форма неоднократно привлекали композиторов (в их числе Карл Мария фон Вебер, Феликс Мендельсон, Антон Рубинштейн). Концертштюк для скрипки с оркестром ре мажор, написанный Шубертом в юном возрасте, отразил впечатления композитора о лучших образцах скрипичного искусства классицизма.
Восьмая симфония, именуемая «Неоконченной» (в произведении две части, а не четыре), которая по праву считается шедевром мировой музыкальной культуры, вышла из-под пера Шуберта за шесть лет до его кончины. Композитор, стоявший у истоков создания романтической симфонии, чрезвычайно убедительно воплотил на страницах партитуры лирико-психологическую драму воображаемого героя (возможно, себя самого). Пронзительный драматизм, нежная лирика и танцевальность соединены Шубертом в Восьмой симфонии столь органично, что многие композиторы последующего времени, среди которых Петр Чайковский и Густав Малер, черпали из этой музыки идеи и вдохновение.